Сколько студентов получает работу в IT: открытый аудит по трудоустройству

Результаты трудоустройства при коммерческом подходе к QA-образованию
К сожалению, большинство коммерческих курсов по тестированию с большими потоками студентов не публикуют детализированные данные по трудоустройству студентов. А только сообщают, что "у нас трудоустраивается такое-то количество студентов". Проверить эту информацию невозможно.

Есть только несколько вызывающих доверие источников информации:
Исследование «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ) курса Яндекс.Практикум (по его заказу). На этом одном из лучших коммерческих QA-курсов процент трудоустройства от всех изначально поступивших на специальность "Инженер по тестированию" студентов по результатам исследования составил 16% (анализ отчета).
Масштабное исследование более десяти курсов по тестированию, длившееся более года. Процент трудоустройства от всех изначально поступивших студентов после обучения на многих коммерческих QA-курсах согласно исследования составил менее 10%.

Процент трудоустройства здесь и далее указан с учетом ВСЕХ изначально поступивших на обучение студентов. А не только выпустившихся.

Результаты трудоустройства при профессиональном подходе к QA-образованию
Результаты образовательного аудита на соответствие требованиям профессионального IT-образования Manifestus.Pro
Согласно данным аудита попал в группу A - трудоустраивается от 35% поступивших студентов. Информация на сайте Manifestus.Pro.
Группа 2022.6 ENG: трудоустроено 47%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 15 студентов.
Трудоустроено 7 студентов.
Группа 2023.1 RUS: трудоустроено 46%
от всех зачисленных на обучение
Зачислено 14 студентов.

-1 студент (Павел Е.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислен в следующую группу.

Трудоустроено 6 студентов.

Группа 2023.2 ENG: трудоустроено 78%
от всех зачисленных на обучение
(и 100% от дошедших до выпуска)
Зачислено 9 студентов.
Трудоустроено 7 студентов.
Группа 2023.3 RUS: трудоустроено 67%
от всех зачисленных на обучение
(и 100% от дошедших до выпуска)
Зачислено 10 студентов.

-1 студентка (Алена С.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу.

Трудоустроено 6 студентов.

Группа 2023.4 ENG:
период трудоустройства до 11.2024
Зачислено 7 студентов.

-1 студентка (Жибек М.) уже работала в IT и в трудоустройстве не учитывается.

Группа 2023.5 SPEC: не набиралась
Группа 2023.6 RUS:
период трудоустройства до 10.2024
Зачислено 15 студентов.

-1 студентка (Екатерина К.) решением ученого совета по причине особых обстоятельств перезачислена в следующую группу.

Из вышеуказанных студентов:

- 1 получил оффер, но на стадии оформления возник блок из-за отсутствия военного билета; сейчас решает вопрос с трудоустройством его в зарубежную компанию.

- 1 трудоустроен, но уже в двух компаниях его обманули с соотношением QA и другой работы; сейчас "прокачивает" его по задаванию правильных вопросов на собеседованиях.

Важные детали
Учет студентов в группах
1. В списке студентов указаны все зачисленные на обучение студенты, пришедшие хотя бы на 1 занятие группы.
2. Процент трудоустройства указан с учетом всех изначально зачисленных на обучение студентов (посетивших хотя бы одно занятие), а не только выпустившихся - как зачастую считают коммерческие курсы.
3. Уже работавшие в IT на момент поступления НЕ учитываются в числе зачисленных в группу и в числе трудоустроенных.
4. Перезачисленные в следующую группу (перевод по особым обстоятельствам с разрешения ученого совета) учитываются в статистике трудоустройств следующей учебной группы.

Трудоустройство
1. Трудоустройством считается принятие выпускником оффера на оплачиваемую работу.
2. Неоплачиваемая стажировка НЕ считается трудоустройством.
3. Получение оффера с должностью, требующей меньшей IT-квалификации (техподдержка, anykey) НЕ считается трудоустройством. Получение оффера на смежные должности (аналитик, менеджер проекта, специалист по IT-безопасности) - считается.
4. Максимальный расчетный период трудоустройства - 6 месяцев с момента сдачи выпускного индивидуального экзамена-собеседования для русскоязычных курсов и 12 месяцев для англоязычных (требуется дополнительное время на легализацию, релокацию и адаптацию).
5. Статус "окончил(а) курс" присваивается в момент сдачи выпускного индивидуального экзамена-собеседования, но студент может перейти и сразу в статус "ПОЛУЧИЛ(а) РАБОТУ В IT". Например, если принял решение не участвовать в интернатуре и не получать сертификат, а сразу начать поиски работы.
6. Если после окончания выпускник проходил обучение тестированию на каком-то другом платном курсе по тестированию и только после этого получил работу, то он НЕ считается трудоустроенным.

Особые положения
1. Частично обезличенные персональные данные указаны на основе договора оферты и политики обработки персональных данных.
2. В качестве бизнес-профиля используется LinkedIn*, так как это единственная социальная сеть, которая позволяет не просто указать место работы, но и отображает в профиле компании всех сотрудников (позволяет бороться с "самоустраивающимися" самозванцами). Также для аудита факта трудоустройства могут использоваться:
• отправка email с личной корпоративной почты (вида name@company.com);
• корпоративные групповые фото;
• подтверждение от другого лица, работающего в данной компании;
• и т.д.
* Информация для пользователей из РФ: деловая социальная сеть LinkedIn запрещена на территории РФ.

Как достигнуты такие высокие результаты?

Если коротко, то:
Студенты поступают на курс не как везде.
Студенты учатся не как везде.

И после выпуска делают не то,

что выпускники коммерческих курсов.

Почему трудоустраиваются еще не все студенты?

Наша цель следующая:

90%
Поступивших студентов успешно выпускается
90%
Выпустившихся трудоустраивается в IT
Таким образом мы планируем достичь результата: "90%*90% = 81% от изначально поступивших на курс студентов получают QA-работу".

Для этого необходимо:
• продолжать улучшать учебную программу (над этим мы работаем каждый день).
• еще точнее проводить профориентацию и QA-скрининг, допуская к учебе только тех студентов, которым точно подходит тестирование (аналогично).

Но кроме этого, есть обстоятельства, на которые мы не можем влиять, хотя и стараемся оказывать максимальную поддержку студентам:
• Внезапный рост загруженности на текущей работе или длительная командировка
• Проблемы личного характера
• Легкое личное заболевание (достаточно пару ОРЗ по десять дней, чтобы
значительно отстать) или серьезное заболевание в семье
• Политические обстоятельства, внезапная релокация
• Финансовые проблемы
(подробнее см. Оранжевый учебник, глава "Как не стрессовать и не сойти с дистанции").

Таким образом, достижение цели "81%" требует значительных усилий с нашей стороны и со стороны студентов, а также отсутствия форс-мажоров.
Но мы уверены, что в результате и эта амбициозная цель будет достигнута!
Профессиональное обучение

Ты достоин лучшего образования

Полезное для будущих QA, анонсы вебинаров, новое в профессиональном QA-обучении